г. Москва, ул. Новый Арбат д.5
moscow@alibi-detective.ru
Бесплатная консультация

Автоподставы

Увеличение числа автовладельцев в России не осталось незамеченным. Представители криминального мира активно выискивают жертв на дорогах. Нередко аферисты создают разветвленные агентурные сети, отмечая наиболее беспечных водителей. Опасность может подстерегать на парковке, моечной станции и даже пешеходном переходе. Свои методы преступники постоянно совершенствуют, а схемы меняют.

Так, на Урале действовала целая банда. Группировка тщательно разрабатывала план каждой инсценировки, превратив автоподставу в настоящий театр. Главную роль организаторы отводили пешеходу, который якобы случайно оказывался под колесами машины. Естественно, никакой вины автовладельца в наезде не было. Однако «пострадавший» требовал денег, ссылаясь на влиятельных знакомых. У испуганных граждан вымогали от 400 000 до 1000 000 рублей. На менее доверчивых людей оказывали серьезное психологическое давление. Челябинским судом был вынесен обвинительный приговор сразу по нескольким эпизодам.

Технология обмана: как не попасть на крючок

Эксперты проанализировали практику и выделили несколько характерных черт автоподстав. Излюбленными местами аферистов стали:

  • узкие дороги, средняя скорость движения по которым не превышает 50 км/час; 
  • слепые повороты; 
  • автобусные, трамвайные остановки; 
  • перекрестки; 
  • стоянки.

В большинстве случаев злоумышленники выбирают участки дорог, обочины которых заставлены машинами. Ограниченная видимость позволяет неожиданно оказаться перед автомобилем. При этом мошенники стремятся разыграть представление в непосредственной близости от пешеходного перехода.

Простейшей инсценировкой наезда является прыжок на капот. Злоумышленник внезапно выходит или выбегает на проезжую часть, а водитель не успевает остановиться. Удар при таком столкновении минимален, поэтому «пострадавший» остается в сознании и немедленно требует компенсацию.

Имитация бокового удара, либо наезда на ноги происходит с правой стороны дороги. Аферисты поджидают свою жертву на остановках, поворотах, обочинах. В группу риска попадают водители, приблизившиеся к тротуару слишком близко. Стремясь создать полное ощущение удара, преступники бросают в машину тяжелым предметом (мыло, бутылки с водой).

Схемы несовершенны, поэтому пользуются ими преимущественно новички. Такие люди только начинают строить преступную карьеру и стремятся заработать без особых усилий. Под машину они бросаются неумело, нередко получая вполне реальные травмы. Услышав же о наличии регистратора или независимых свидетелей, преступники спешат скрыться.

Что делать, если видеооборудования нет

Раскрыть планы криминальных элементов можно и без использования видеооборудования. При реальном наезде на пешехода на автомобиле остаются характерные следы. Определить природу их появления для эксперта труда не составляет. Свидетельством реальности происшествия являются вмятины не только на капоте и лобовом стекле, но также бампере.

Кроме того, у пострадавшего должны присутствовать травмы на ногах, ведь именно на эту часть тела приходится основной удар при столкновении. Характерными считают и повреждения рук. Человек, не ожидающий наезда, не успевает сгруппироваться при падении или выставить локти. Синяки на руках заставят специалиста задуматься.

Экспертиза направлена на комплексную оценку состояния пострадавшего. Мошенники прекрасно знают об этом, а потому редко соглашаются на медицинское освидетельствование.

Автоподставы

Нужно ли останавливаться

Даже уверенность в мошенничестве со стороны пострадавшего не является основанием для отказа от обращения в ГИБДД. Сразу после столкновения необходимо остановиться и вызвать сотрудников инспекции. Простая мера предосторожности убережет от серьезных санкций. Напомним, что оставление места происшествия грозит автовладельцу административной ответственностью по статье 12.27 КоАП РФ. За совершение проступка гражданину грозит арест на 15 суток или лишение права управления транспортным средством длительностью в 1,5 года.

Попытка уехать с места, минуя официальные разбирательства, позволяет преступникам реализовать более сложную схему автоподставы. Мнимый пострадавший искусно изображает боль, привлекая внимание многочисленных свидетелей. Сообщники же догоняют водителя, перегораживая дорогу. После принудительной остановки начинается вымогательство денег. Аргументами служит не только факт наезда на пешехода, но и попытка скрыться с места ДТП. Апеллируя к жесткому наказанию, злоумышленники предлагают расплатиться сразу.

Внимание! Угроза на парковке

Распространенным вариантом становится инсценировка наезда на пешехода на стоянке. Преступники выжидают, когда водитель начнет движение назад, а затем наносят удар в задний бампер. «Пострадавший» немедленно падает и виртуозно исполняет свою роль. Альтернативой может служить обвинение в наезде на ногу. Аферист заявляет, что в процессе движения машина переехала его ступню задним колесом.

Популярность схемы обусловлена особенностями установки видеорегистраторов. Большинство россиян ограничиваются камерами на передней части транспортного средства. Оборудование, фиксирующее пространство сзади автомобиля, обходится дорого. Мошенники прекрасно осведомлены об этом и активно пользуются ситуацией. Криминальные элементы делают ставку на ограниченную видимость, а также мертвую зону зеркал. Нередко и сам водитель не уверен в своей невиновности.

Защита от преступных действий сводится к вызову сотрудников ГИБДД. Согласно позиции ВС РФ, происшествия, участниками которых являются автомобили и пешеходы, признаны дорожно-транспортными. На такие случаи распространяется действие страховых полисов ОСАГО. Выплаты же производятся только при признании физического лица пострадавшим.

Очень часто, удовлетворившись отсутствием потерпевшего, водители забывают о происшествии. Настоящей неожиданностью для них становится заявление сбитого гражданина. Преступники самостоятельно обращаются в ГИБДД, обвиняя автовладельца в недобросовестности. Правозащитники рекомендуют придерживаться следующей инструкции:

  • сообщить инспектору об отсутствии повреждений машины; 
  • заявить о возможном причинении вреда человеку или его имуществу; 
  • дождаться прибытия специалистов, даже если «пострадавший» сбежал; 
  • добиться фиксации факта ДТП.

В этом случае решать вопрос о реальности ущерба будут специалисты. Выполнение же простых правил избавит от неприятностей.

Практика свидетельствует, что приезд дорожного инспектора заставляет злоумышленников поспешно удалиться. Вымогатели стремятся избежать встречи с сотрудниками государственной службы. Такое поведение обусловлено серьезным риском. Если факт инсценировки наезда подтвердится, у «пострадавшего» и его сообщников возникнут серьезные проблемы. Уйти от уголовного наказания банде не удастся.

Пример из жизни

Показательный случай произошел с жителем Реутова. Владелец «жигулей» Вячеслав, выезжая с парковки, услышал характерный удар. Покинув салон, он увидел мальчика. Подросток в роликовых коньках лежал на асфальте и плакал. По его словам, в результате столкновения с машиной была повреждена нога. Неожиданно рядом с Вячеславом возник внушительного вида мужчина. Представившись отцом пострадавшего, он стал настойчиво требовать компенсацию расходов на лечение в размере 10 000 рублей. Поведение родителя насторожило автовладельца. Согласившись с требованиями вероятных мошенников, он позвонил друзьям и попросил сообщить о происшествии в ГИБДД. Как только на парковке показались инспекторы, подросток резко выздоровел. Злоумышленники поспешно удалились.

Автоподставы пешеходов

«Продавцы сервизов»

Более опытные мошенники не рискуют собственной жизнью. Для своих инсценировок они используют неисправную технику или иное имущество. Вещи, чаще всего, приобретают через мировую сеть за бесценок и специально роняют под колеса машины. Водителю, совершившему мнимый наезд, предъявляют разбитую собственность и требуют возмещения вреда. При этом преступники называют рыночные цены, а не фактически уплаченные суммы.

Юристы дали особое название этой группе аферистов. Их именуют продавцами сервизов, поскольку первые схемы были реализованы с использованием осколков якобы очень дорогой посуды. Сейчас в ходу у злоумышленников ноутбуки и зеркальные камеры.

При столкновении с подобными требованиями не стоит поддаваться панике. По сути, ситуация не отличается от стандартного ДТП. Владелец имущества обязан доказать связь между вредом и действиями водителя. Даже при подтверждении факта компенсация будет выплачиваться страховой компанией. Встреча с «продавцом сервиза» — повод вызвать инспекторов ГИБДД и зафиксировать происшествие документально. Платить злоумышленникам не нужно. Пострадавшему следует предложить обратиться в суд, предварительно получив экспертное заключение о характере и размере убытков.

Обратите внимание! Доказать причинно-следственную связь между повреждением гаджета и ДТП сложно.Сделать это можно лишь на основании выводов квалифицированного специалиста. Автотехническая экспертиза обходится дорого, а в процессе исследования точно устанавливают время причинения вреда. Аферисты знакомы с процедурой, а потому никогда не доводят дело до суда. 
Вместо заключения Профессиональные преступники — превосходные психологи. Каждое свое действие они продумывают до мелочей, используя проверенные методики и алгоритмы. Злоумышленники искусно пользуются эффектом неожиданности, не давая жертве обдумать ситуацию. Нередко ставку делают на численное преимущество, работая в группе. Большинство пострадавших не успевает понять суть происходящего.

Аферисты умело выбирают жертву. Особое внимание привлекают водители в возрасте на отечественных автомобилях. Такие люди не отличаются правовой грамотностью, плохо разбираются в процедурных моментах и не любят сталкиваться с представителями власти. Они охотно соглашаются урегулировать конфликт на месте. Идеальный «клиент» преступников — дамы старше 40 – 45 лет. А вот владельцев дорогостоящих машин мошенники обходят стороной. Состоятельных граждан сложно запугать обещаниями проблем или мифическими связями. Они менее эмоциональны и более рассудительны.

Рекомендуем к прочтению:
Бесплатная консультация детектива